("Новая неделя", № 20, 25.05.2012 г.)
"Сказочная" неделя
Прыжок "Рабочей
лошадки"
В Набережных Челнах завершился международный фестиваль кукольных театров "Рабочая лошадка". Лошадка эта уже третий год горделиво гарцует по нашему городу и собирает наиболее "кассовые" постановки России и ближнего зарубежья. Программа фестиваля предусматривала два показа спектакля каждого коллектива: для участников фестиваля и для зрителей.
Отличная новость от министра
Несмотря на то, что постановки были адресованы, прежде всего, дошколятам, вопросы, поднятые в них, универсальны и неожиданно актуальны для взрослых. Например, в классическом детском спектакле "Машенька и медведь" затрагиваются темы одиночества и человеческой теплоты. Заблудившаяся Машенька своей добротой и заботой превратила Медведя-бирюка в ласкового Михаила Потапыча, который не хотел отпускать девочку - так он к ней привязался. И, несмотря на известный всем трюк Машеньки с пирожками, не стала она вопреки "народной" версии обманывать доброго Медведя.
Настоящий фурор произвел спектакль "Прыгающая принцесса" Оренбургского театра кукол "Пьеро". Костюмированная постановка поразила всех необычными декорациями (специальный приз жюри за стильное решение спектакля) и актерской экспрессией. Добро по традиции победило Зло, хотя Зло в лице Колдуна (Александр Семенов) и Бабы Яги (Олеся Баранова) было невероятно обаятельно.
В течение этой "сказочной" недели были представлены лучшие постановки кукольников из Ижевска, Волгограда, Махачкалы, Кирова и других городов России. Помимо показа работ в рамках фестиваля, театралы демонстрировали свои спектакли в детских садах, радуя самых маленьких зрителей.
19 мая наступило время подведения итогов фестиваля. На закрытие приехал министр культуры РТ Айрат Сибгатуллин, который отметил высокую организацию фестиваля и его значимость. Но самое главное из уст министра прозвучало в конце выступления - в верхах принято решение о строительстве в Набережных Челнах нового здания для Театра кукол.
После выступления официальных лиц началось награждение участников фестиваля. Едва ли не больше всех наград досталось Государственному театру кукол из Ижевска, он же получил и главный приз фестиваля за лучший спектакль - "Машенька и медведь", о которм мы уже упоминали. Практически никто не остался без наград, даже те, кто не победил в основных номинациях, получили специальные призы от организаторов. Но, как отмечали сами участники, призы и награды на "Рабочей лошадке" особой роли не играют, главное, что удалось собраться, поделиться опытом, обсудить насущные вопросы театральной жизни.
"Цинизм в искусстве не приемлю"
Итоги фестиваля "неделя" попросила оценить члена жюри - Виктора Шраймана, известного театрального режиссера, актера, критика, одного из ведущих специалистов в области театра кукол.
- По каким критериям вы оценивали спектакли, представленные на фестивале?
- Если говорить о номинации "Лучший спектакль", то оценивали режиссуру, цели и смысл постановки, работу художника, музыкальное оформление, игру актеров. Смотрели, насколько художественно выполнена кукла и соответственно оценивали ее игру. Нюансов достаточно много. При этом я рад, что было единодушие у жюри. Люди собрались опытные, и, думаю, мы можем понять, какая постановка хорошая, а какая нет.
- Есть ли особенности у фестиваля "Рабочая лошадка", отличающие его от других подобных мероприятий?
- Да, есть. В отличие от парадных фестивалей, на "Рабочей лошадке" показывались спектакли в их рабочей обстановке, все они носили выездной характер. При этом я не говорю, что одни фестивали плохие, а другие нет, просто у них разные задачи. Ведь у фестивалей два лица: одно - праздничное, а другое - профессиональное. На нем обсуждаются рабочие моменты, какие-то недочеты. Иногда это вызывает обиду, но без этого нельзя. Фестиваль позволяет региональным театрам не замыкаться в себе, расти и развиваться. В отличие, к примеру, от театра Северной Кореи.
- Если отойти немного от фестивальной темы, то появляются ли новые пьесы, новые авторы в отечественном театре кукол?
- Это сложный вопрос. Сложный, потому что новые пьесы есть, но они, как правило, невысокого уровня. Многие авторы безответственно подходят к делу, считая, что раз для детей, то это не серьезно. А ведь театр кукол - это древний вид искусства, изначально философский. Им занимались в разное время многие выдающиеся люди.
Многие современные авторы идут в театр кукол с единственной целью - заработать. Но помимо этого хватает и других проблем - существует проблема получения образования по данной профессии, не хватает кафедр на факультетах. Существует проблема режиссеров, многим из них просто не хватает профессионализма. С актерами все не так плохо. Даже среди неимеющих специального образования попадаются от природы талантливые актеры.
- Как вы относитесь к тенденции осовременивании сказок? Вам не кажется, что авторы в какой-то степени идут на поводу у зрителей?
- К осовремениванию отношусь осторожно. Если это художественно обосновано, сделано с чувством меры, то положительно. Если же в виде капустника, то негативно. У спектакля, особенно для детей, должна быть нравтвенная составляющая. Дидактика. Но не такая, как в школе, где она дается в лоб, а в завуалированной форме, через художественные образы. Цинизм же в искусстве я категорически не приемлю.
Марат ИШМУХАМЕТОВ
P.S. Особая благодарность за помощь в подготовке материала - специалисту по связям с общественностью Набережночелнинского театра кукол Анне Перехрест.