6 октября празднует свой 55-летний юбилей удивительная женщина, талантливый руководитель – директор Набережночелнинского государственного театра кукол. В преддверии предстоящего события нам удалось побеседовать лично с Зухрой Фаатовной Митрофановой
— Как вы оказались в театре кукол?
— Пришла я в театр в далеком 1992 году и несколько лет проработала в качестве главного администратора. В 1999 году после отъезда моего предшественника Александра Янкелевича, я вернулась в театр уже в качестве директора. А в сфере культуры я работаю более 25 лет.
— С какими трудностями пришлось столкнуться после того, как вы вступили в должность директора?
— Разумеется, были и свои сложности, ведь руководство театром — это совершенно новая для меня стезя. Но со временем механизм работы был отлажен, театр стал выходить на новый профессиональный уровень. Главная моя задача, как и в начале моего творческого пути, так и сейчас – это продвижение театра кукол всеми возможными средствами. Театр активно гастролирует, он любим и узнаваем не только зрителями родного города и республики, но и далеко за ее пределами. Плавно, не спеша, но мы вышли на международный уровень. И это немало.
— Что в вашем понимании «идеальный театр»?
— Идеальный театр – это театр современный. Будь то театр взрослый, детский, кукольный, значения не имеет. Шагать в ногу со временем, следовать тенденциям развития театрального искусства, не противиться инновациям, искать новые перспективы… Одним словом, театр должен жить и быть в постоянном движении. Быть универсальным, постоянно меняться. Специфика кукольного театра такова, что мы всецело и всенаправленно работаем для детей, а значит и ответственности на нас в разы больше.
— Вы ведете активную фестивальную жизнь. Можете сказать, на каких фестивалях театр стал победителем?
— Дипломов и наград действительно за последнее десятилетие немало. Дипломы и награды с фестивалей можно увидеть в моем кабинете, на стенах в нашем театре, все они доступны к обозрению. Несомненно, приятно получать заслуженную награду за лучшую постановку, режиссуру, игру актеров, да, это статусно, поднимает профессиональный уровень театра среди коллег, в театральной среде. И тем не менее, фестиваль для артиста – это праздник, общение, обмен опытом, а значит и просто участие в нем ценно и важно.
— Как складываются ваши взаимоотношения с актерами, есть ли какие-то человеческие моменты или вы выстраиваете только рабочие отношения?
— Я стремлюсь к теплой, дружественной атмосфере в театре, ведь наше искусство – это продукт коллективный. Артисты, режиссер, художник, бутафоры, конструкторы, администрация и остальные — все мы не только один слаженный творческий механизм, творческий коллектив единомышленников, а в каком то смысле даже семья. Мы вместе растем, размышляем о жизненных ценностях. Я считаю наш коллектив достаточно дружным: поколения относятся друг к другу уважительно и атмосфера, мне кажется, у нас очень доброжелательная.
— Как насчет конкуренции в вашем театре?
— Все наши артисты – и известные, и менее известные, и новички — все они растут в театре, становятся серьезными художниками и настоящими мастерами. Они постоянно продолжают учиться, потому что понимают, что нет предела совершенству. Это их и объединяет. Так что и особой конкуренции в нашем театре нет.
— Насколько искусство театра кукол актуально сегодня?
— Полагаю, наши зрители — умные, чувствующие, интеллигентные люди, которые хотят развиваться, стремятся познать искусство, как неотъемлемую часть нашей жизни. А у таких родителей просто априори не может быть других детей. Как известно, подобное порождает подобное. Прививая ребенку любовь к театру, искусству, литературе с детства, мы вносим свой неоценимый вклад в его будущее. Думаю, я ответила на ваш вопрос.
— По какому принципу вы выбираете пьесы для постановок, участвуете ли вы в этом?
— Выбираем совместно, советуемся, по необходимости собираем художественный совет. Разумеется, делаем ставку на проверенный материал, старую, добрую, детскую классику, но не боимся инноваций. Так, к примеру, в 2014 году на средства гранта ОАО «Ритэк» нам удалось осуществить постановку аудио-тактильного спектакля для незрячих и слабовидящих детей, не имеющего аналогов в республике. Работаем, ищем новые ниши, каждый сезон приглашаем режиссеров других театров кукол для постановок спектаклей.
— В чем еще, кроме театра, вы находите отдушину? Что вам интересно?
— Театральная жизнь хоть и занимает львиную долю моего рабочего и свободного времени, я стараюсь, находить минутку и для своих увлечений. Люблю свой сад, стараюсь максимально часто бывать там в период летнего затишья, люблю вышивать картины, которые украшают дома моих близких, друзей, коллег. Стараюсь все успевать.
— Зухра Фаатовна, вы часто употретребляете фразу «Театр – это мой дом…»…
— Да, действительно, это так. В театре проходит большая часть моего дня. Думаю, в какой-то момент я перестала быть просто руководителем, театр стал мне настолько близок, что по праву это мой дом. Театр кукол – это особая атмосфера уюта, тепла, детства, а кто из нас не мечтал хоть на минуту вернуться туда. Театр нашел меня, а я нашла себя в театре. Кстати, творчество – наша семейная черта, в театре работает мой муж Алексей Митрофанов – главный художник, дети Римма и Егор – артисты-кукловоды.
О репертуаре
— У вас в театре очень разнообразный репертуар.
— Жизнь многообразна, поэтому на нашей сцене присутствует и классические истории, и национальные, спектакли с элементами мюзикла и игры. Мы пробуем размышлять о важном, о добре и зле, если хотите, о тех ценностях, которые волнуют нас всех, но размышлять об этом не с позиции взрослого обывателя, а ребенка, который все понимает, даже в юном возрасте, и обязательно нас услышит. А значит, мы работаем не зря, возможно что-то и изменится — появится ощущение веры в лучшее, необходимости духовных ценностей… Не забывайте, что все самое главное мы закладываем в наших детей с детства…
— Есть ли в репертуаре театра спектакли, которые не нашли «своего» зрителя?
— Вы знаете, как и в любом театре, есть спектакли, которые «не пошли» и
причины на это могут быть самые разнообразные. На память приходит первый опыт
постановки спектакля для взрослых в далеком 2005 году. «Энтерпрайз» — спектакль
по мотивам новеллы Э.Воиску, стал своего рода повествованием, философским
размышлением о жизни прошлой и настоящей, о внутреннем конфликте одинокого,
сломленного жизнью человека, о том, как поступившись своими принципами однажды,
мы вынуждены прогибаться всю жизнь… Вот такая непростая история. К сожалению,
спектакль не нашел своего зрителя и был представлен на сцене всего несколько
раз. Похожая история сложилась с «Теремком» в 2008 году. Однако в 2011 году мы
создаем, благодаря средствам гранта ОАО «Ритэк», совершенно новую, инновационную
постановку «Домок-теремок», ориентированную для показа на дому, в первую
очередь, для детишек с ограниченной возможностью движения, с заболеванием ДЦП.
Спектакль получился удачным и стоит в постоянном репертуаре.
О «Рабочей лошадке»
— В 2014 году фестиваль «Рабочая лошадка» состоялся уже в четвертый раз, собрав рекордное количество участников. А с чего все начиналось?
— А начиналось все в 2008 году с идеи (улыбается). Каждый театр, на мой взгляд, обязан придумывать и проводить свой собственный театральный фестиваль. Каким и зачем он будет – это другой вопрос. Мы не исключение. Фестиваль, как ничто другое, отлично дисциплинирует коллектив, как творческий, так и административный. Это сложная работа. Если первый фестиваль был своего рода пробным камешком, мы не знали наверняка, как сложится, получится ли, а главное, оценят и примут ли коллеги и театральное сообщество. Оценили, полюбили. И вот, в мае 2014 года фестиваль с успехом прошел уже в четвертый раз, собрав под крышей Набережночелнинского театра рекордное количество участников — более 20 театральных коллективов не только городов России, но и стран ближнего зарубежья: Казахстана, Украины, Белоруссии. Думаю, это лучший показатель того, что работаем мы не зря.
— Какие цели ставит перед собой ваш фестиваль?
— Целей много, выделю наиболее весомые с моей точки зрения. «Рабочая лошадка» — это, прежде всего, демонстрация театрального процесса. Возможность почувствовать движение творческой мысли, понять направление деятельности театра в целом. Критика – вот основа хорошей работы, работы качественной. Наш фестиваль поможет каждому коллективу посмотреть на свои спектакли с иной стороны, отметить творческие находки или промахи, плюсы-минусы. Конструктивная критика коллег и театральных критиков, искусствоведов способна творить настоящие чудеса. И вот, уже рядовые «Три поросенка» превращаются в настоящий шедевр кукольного театрального искусства.
— Какими особенностями должен обладать спектакль, чтобы попасть в число участников вашего фестиваля?
— Пожалуй, единственная его особенность должна состоять в том, чтобы он был рядовым. Как правило, на фестивали принято привозить лучшие свои постановки, снискавшие и без того немало наград и с успехом идущие на большой сцене. Наш же фестиваль, как я его называю «фестиваль нефестивальных спектаклей», рассчитан на спектакли обычные, кассовые, которые идут в репертуаре театра не один год, адаптированы к показу как в стационаре, так и на выезде. И наша цель, отсмотрев такие спектакли, сделать их если не аншлаговыми, то качественными. Так что, участником V Международного фестиваля театров кукол «Рабочая лошадка» в 2016 году может стать практически любой театральный коллектив, в чьей копилке имеется подобная постановка.
— В 2015 году Вы реализовали на базе театра собственный образовательный форум… Расскажите об этом.
— Да, появилась идея, захотелось реализовать. Вот так на базе уже снискавшего в театральных кругах известность фестиваля, возник одноименный форум. Образовательный форум планировался как своего рода логическое продолжение нашего фестиваля, но как показал первый опыт, ему удалось стать самостоятельным, глобальным мероприятием, направленным на повышение уровня профессиональных навыков творческого и руководящего состава театральных коллективов. Форум, к слову, по достоинству оценили и приняли театралы.
О настоящем
— Жизнь стремительно меняется, и 2015-й диктует свои правила. Как вы справляетесь?
— Все мы – это одно поколение, обученное одними педагогами, имеющие один опыт. Мы по традиции выпускаем по 4-5 премьерных спектаклей в сезон, хотя актерская труппа – десять человек. И поверьте, это очень неплохо для провинциального театра, не имеющего возможности полноценно работать на стационарной сцене. Но стараемся держать марку. И дальше «поддерживаем в форме» репертуар, к открытию сезона кропотливо восстанавливаем каждый спектакль действующего репертуара. Иногда жизнь вносит свои коррективы, что-то не успеваем, и наоборот. Но жизнь нашего театра подчиняется творческим идеям, а не только графику. Тем не менее, мы стараемся работать не на количество спектаклей, а на результат, это в приоритете.
— Редкий провинциальный театр может похвастаться таким количеством премьерных постановок. Чем порадует челнинцев и гостей города театр в новом сезоне?
— 23 октября мы открываем предъюбилейный 29 театральный сезон. Этой осенью театр решил порадовать зрителей тремя совершенно новыми театральными постановками, двумя из которых, к слову, мы и откроем сезон. Это спектакль «Мишкины шишки» по инсценировке известного детского драматурга Ефима Чеповецкого, Для наших самых маленьких зрителей — спектакль по оригинальной пьесе режиссера театра и кино, драматурга Владимира Маслова «Али-Баба и разбойники», подготовленный в тандеме с режиссером-постановщиком Лилией Шаховой – режиссером Государственного театра кукол Республики Мордовия, а также старая, добрая классика — постановка под рабочим названием «Сказка о золотой рыбке» по мотивам сказки А.С.Пушкина.
— Вы активно гастролируете, география поездок труппы простирается вплоть до городов Крайнего Севера… Как обстоят дела в новом сезоне?
— Это правда. Осень мы традиционно проводим в дороге. График труппы, как всегда насыщен, мы посетим различные театральные фестивали, бываем не только в городах России, но и за ее пределами. Успешно съездили в гостеприимную Уфу с постановками «Мама для мамонтенка» по пьесе Д.Непомнящей и «Винни-Пух и все-все-все» по пьесе Г.Остера. Фестивали не обошли нас стороной, в сентябре это был IV Международный фестиваль театров кукол «Ассалаумагалейкум» в городе Актобе (Казахстан), где наша постановка «Дюймовочка» была отмечена жюри Дипломом в номинации «Лучшая режиссерская работа». Впереди участие в I Всероссийском фестивале театров кукол «В гостях у Оле Лукойе» в Йошкар-Оле, III Межрегиональном фестивале театров кукол «В гостях у Мойдыся» в Сыктывкаре, фестивале нового формата для особенных зрителей «Одинаковыми нам быть не обязательно» в Чебоксарах, гастроли в Ижевск, Саранск, Ульяновск…
— Что вы видите в будущем?
В будущем я вижу новый дом для нашего театра. И я верю, что если долго мечтать о чем-то, это обязательно сбудется.
Анна Перехрест